Согласно программе лекционно-просветительского проекта «Семья и семейные ценности», разработанной ТРОО «Центр защиты материнства «Покров» в рамках реализации муниципального гранта Администрации города Тюмени, был проведен социологический опрос. Целью проекта было продвижение традиционных семейных ценностей, культуры межполовых и семейных отношений, повышение престижа семейного образа жизни, деторождения и установок детности среди подростков и молодежи.
Целевая группа проекта: учащиеся старших классов средних общеобразовательных школ и гимназий и студенты колледжей. География проекта – город Тюмень. Аудитория, участвовавшая в анкетировании, – студенты ОО СПО (образовательных организаций среднего профессионального образования), возраст 16 лет и старше, слушатели лекции «Семья и семейные ценности». Анкетирование проходило с 28 сентября 2020 года по 09 октября 2020 года в городе Тюмени.
Цель социологического опроса: провести социологическое измерение сдвигов брачно-семейных, репродуктивных и мировоззренческих установок (жизненных приоритетов) слушателей в результате присутствия на лекции «Семья и семейные ценности» в соответствии с целями проекта.
Методика социологического исследования заключается в следующем: опрос проводился с помощью анкеты в анонимной индивидуальной форме. Анкета по своей структуре состоит из закрытых вопросов с предложенными вариантами ответа на выбор. В связи с необходимостью оценить степень влияния прочитанной лекции, анкетирование проводилось дважды в одной и той же аудитории: до и после лекции. Всего была собрана 1061 анкета – 529 до и 532 после лекции.
Анкетирование на своих лекциях проводили три лектора: к.с.н. К.А. Шестаков, Е.В. Жердева и В.А. Романова. Опросами были охвачены три учебных заведения г. Тюмени (некоторые из них имеют несколько филиалов):
- ГАПОУ ТО «Тюменский колледж производственных и социальных технологий»;
- ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»;
- ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права».
Более 99% опрошенных – учащиеся в возрасте до 24 лет, около 60% – юноши, чуть более 40% – девушки.
Изменение установок детности
Опрошенным задавался следующий вопрос, характеризующий установки детности: «Сколько детей Вы хотите иметь?». Это вопрос о планируемом или ожидаемом числе детей. Он касается лично респондента и характеризует его потребность в детях с учетом условий реализации этой потребности. Были предложены варианты ответа: 0; 1; 2; 3; 4; 5 или больше; не знаю; сколько Бог пошлет. Выбрать нужно было только 1 из предложенных вариантов.
В результате опроса зафиксировано, что наиболее часто встречающийся ответ на вопрос о количестве детей – двое. До лекции более 38,5% респондентов выбрали ответ «2» как желаемое количество детей, после лекции процент таких ответов составил более 37,0%. Таким образом, более трети респондентов планируют иметь двое детей и это наиболее часто встречающаяся установка. Это характерно для респондентов как до, так и после лекции. Однако в результате присутствия на лекции растет доля тех, кто планирует иметь трое детей и сокращается доля тех, кто планирует иметь только одного ребенка или вообще остаться бездетным, что соответствует целям лекции. Подробно распределение ответов указано в Таблице 1.
Таблица 1. Изменение установок детности в результате присутствия на лекции
Как видно из таблицы, средние установки детности у респондентов как до лекции, так и после лекции, не превышают 2. В результате присутствия на лекции установки детности существенно увеличиваются (на 0,12 или 6,90%). Также, обращает на себя внимание значительное количество ответов «Сколько Бог пошлет» (13,61% до лекции, 12,03% после лекции), а также ответов «Не знаю» (17,01% до лекции, 20,86% после лекции). Таким образом, более 30% опрошенных либо не могут сказать, сколько детей они хотят иметь, либо полагаются на внешние факторы (Бог, судьба). Примечательно то, что после лекции существенно (на 3,85%) растет количество ответов «Не знаю». Это может свидетельствовать о том, что в результате присутствия на лекции у части слушателей пошатнулись жесткие установки детности (как правило, невысокие), они стали задумываться о будущих детях, но еще не пришли к окончательному решению. Графическое представление установок детности приведено на Рисунке 1.
Рисунок 1. Установки детности до и после лекции
Изменение установок сексуального, брачно-семейного и репродуктивного поведения
Респондентам также было предложено ответить на вопросы о сексуальном поведении до брака – см. Таблицу 2.
Таблица 2. Изменение брачно-семейных и сексуальных установок в результате присутствия на лекции
До лекции наибольшая доля опрошенных (более 46%) считали интимные отношения до брака вполне допустимыми. После лекции почти каждый четвертый из них изменил свое мнение, их доля уменьшилась на 10,41% до 35,71% от общего числа. И это можно оценить как существенный сдвиг установок в заданном направлении.
Значительное количество опрошенных считают допустимыми интимные отношения только в том случае, если складываются долгосрочные стабильные отношения с партнером (40,26% до лекции, 42,29% после лекции). После лекции этот ответ набрал еще 2,03% и стал наиболее популярным. Очевидно, что этот рост произошел прежде всего за счет сокращения доли ответов «Вполне допустимо», поэтому его можно оценить как соответствующий целям лекции: несколько процентов респондентов, изначально склонных к промискуитету, сформировали более ответственные установки сексуального поведения.
Наиболее примечательным является то, что после лекции более чем в два с половиной раза выросла доля считающих, что вступать в интимные отношения можно только в законном браке после свадьбы: она увеличилась с 6,62% до 16,73% или на 10,11% от общего числа респондентов. При этом очевидно, что этот рост был достигнут за счет снижения популярности ответов: «Вполне допустимо» и «Не знаю». Это, безусловно, является существенным сдвигом установок в нужном направлении.
Вариант «Не знаю» также сократился с 6,99% до 5,26%, то есть на 1,73% от общего числа. С учетом положительных сдвигов во всех остальных вариантах ответа это говорит о большей осознанности установок сексуального поведения после лекции, что также соответствует целям лекции.
Рисунок 2. Ответы на вопрос: Считаете ли Вы допустимым для себя интимные (сексуальные) отношения до брака?
Отношение к абортам и контрацепции также существенно меняется в заданном направлении. Эти вопросы (особенно проблематика абортов) предметно рассматривались в ходе лекции. См. Таблицу 3.
Таблица 3. Изменение контрацептивно-абортивных установок в результате присутствия на лекции
В вопросе о контрацепции первый вариант ответа «Считаю возможным использование современных методов контрацепции» сокращается с 67,86% до 51,13% и «питает» все остальные. Отношение к использованию контрацепции становится более избирательным, вдумчивым и ответственным, с учетом побочных эффектов и абортивного действия некоторых видов контрацепции, что соответствует целям лекции. На 12,69% увеличилась доля тех, кто допускает использование только неабортивных (+7,26%) или только естественных (+5,43%) методов контрацепции. Вместе они составляли 15,31% до лекции и 28% после лекции. Вероятно, этот сдвиг обусловлен информированием в ходе лекции о способах действия и побочных эффектах разных средств контрацепции.
Более чем в 3,5 раза с 2,08% до 7,33% (на 5,25% от общего числа) выросла доля тех, кто считает вообще недопустимым использование каких-либо методов контрацепции. Здесь, скорее всего, имел место перенос у некоторых слушателей негативного отношения к абортивным методам контрацепции (что оговаривалось на лекции) на контрацепцию в целом. Графическое преставление ответов слушателей по проблеме контрацепции представлено на Рисунке 3.
Рисунок 3. Представления слушателей по вопросам контрацепции
Отношение к абортам также существенно изменилось в заданном направлении – моральной неприемлемости аборта как прекращения человеческой жизни с тяжелыми последствиями для здоровья женщины. После лекции подавляющее большинство, более двух третей опрошенных – 67,86% (сумма 2-ого и 3-го вариантов ответов), не допускает аборта «по желанию», то есть без медицинских или социальных показаний, и это на 4,53% больше, чем до лекции, что вполне соответствует поставленным целям.
Несмотря на то, что еще до лекции наиболее популярным с большим отрывом был ответ «Недопустимо ни при каких условиях» (37,62%), после лекции этот ответ набирает еще 9,94% и составляет уже 47,56%. Примечательно, что этот прирост был достигнут за счет сокращения доли всех прочих вариантов ответов, не только первого: «Допустимо», но и второго: «Допустимо только по медицинским показаниям». Предположительно, это является отражением того, что в ходе лекции оговаривались не только медицинские и демографические последствия абортов, акцент делался на том, что аборт является прекращением уже зачатой человеческой жизни, что подтверждается современными данными генетики и эмбриологии. То есть биологически эмбрион уже является человеком. Графическое преставление ответов слушателей по проблеме абортов представлено на Рисунке 4.
Рисунок 4. Ответы на вопрос: Считаете ли Вы допустимым для себя (своей жены/сожительницы/партнерши) совершение искусственного прерывания беременности (аборта)?
Оценка жизненных приоритетов
В ходе лекции и при проведении социологического опроса ставились вопросы о жизненных приоритетах.
Таблица 4. Изменение жизненных приоритетов в результате присутствия на лекции
Анализ жизненных приоритетов показал, что после лекции любовь, семья и дети становятся основным приоритетом юношей и девушек. См. Рисунок 5. Так считает 37,81% опрошенных до лекции и 49,25% – после. До лекции наиболее популярным был ответ: «Наслаждение жизнью, удовольствия, независимость» – 42,16%. После лекции данный гедонистический приоритет потерял более 12%, тогда как просемейный приоритет «любовь, семья, дети» увеличился почти на 12%. Очевидно, что примерно 12% слушателей в результате присутствия на лекции изменили мировоззренческую установку с потребительской на семейную, что в полной мере соответствует целям проекта.
Существенный рост приоритета «любовь, семья, дети» говорит о том, что положительные изменения брачно-семейных и репродуктивных установок в ходе лекции, о чем говорилось выше, происходят у многих не обособленно, а в связи с целостными подвижками в мировоззрении в сторону традиционных нравственных ценностей.
Рисунок 5. Изменение ответов на вопрос: «Что вас привлекает больше всего в личной жизни?»
Итак, по анализу результатов анкетирования можно констатировать то, что цели и задачи, поставленные в ходе реализации проекта, были достигнуты. Лекции о семье и счастье способствовали формированию у слушателей положительного образа семьи, базовых этических ценностей, необходимых для создания полноценной семьи, повышению установок детности, престижа семейного образа жизни и культуры семейных отношений.
Результаты анкетирования демонстрируют первый эффект, который может ослабеть со временем. Однако резкие изменения установок и ценностей оставляют право надеяться на закрепление эффекта. Тем более, что после лекции слушателям был предоставлен раздаточный материал и даны ссылки на социальные сети проекта «Семья и семейные ценности»:
@life_prosvet в Инстаграм
Авторский телеграм-канал социолога Константина Шестакова
@life_prosvet в TikTok
Life prosvet на Facebook
Счастье и любовь. Проект Константина Шестакова на Одноклассниках
Ютуб-канал Константина Шестакова, где выложены короткие фрагменты лекций
Также можно предположить, что некоторые инертные или антагонистически настроенные слушатели даже в анонимном опросе не пожелали продемонстрировать изменения своих установок, которые, возможно, имели место. Однако при реальном жизненном выборе они могут учесть те сведения, которые получили на лекции.